Вечная тема в искусстве. Направления в искусстве Что такое тема в искусстве

Урок музыки «Вечные темы в искусстве»

7 класс 26.01.2015г.

Тема 2 полугодия: «Композитор и время». Модуль: «Музыкальная драматургия».

Цель урока : средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, раскрыть борьбу двух начал: добра и зла.

Задачи:

Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие : развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса .

Тип урока : изучение нового материала.

Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ

Урок разработан с применением технологии комплексного подхода к обучению и развитию.

Методы:

Метод организации учебной деятельности

Анализ конкретной ситуации

Метод интонационно-стилевого постижения

Метод контроля и самоконтроля

Метод погружения

Интерактивное взаимодействие :

Применение компьютерных технологий (видеоряд, слайды)

Работа учащихся в микрогруппах

Музыкальный материал :

Д.Д.Шостакович. 7 симфония. «Ленинградская» 1 часть «Эпизод нашествия»

Оборудование :

    компьютер;

    проектор (телевизор)

    презентация;

    стихи;

    раздаточный материал;

    словарь эмоций;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Эпиграф: « Пусть будет свет

в окне твоем!»

(70 летию Великой Победы

посвящается)

Учитель: - Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Жизнь и смерть, свет и тьма, борьба светлых и темных сил, война и мир – две противоположные сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно. Все это составляет круг вечных тем искусства. В музыке, как и в жизни тоже есть вечные темы.

Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров:

Например, мир созидания, мир творчества – мир краха, мир разрушения, добро-зло

Ответы детей:

Сытость-голод;
Победа-поражение;
Любовь-ненависть;
Храбрость-страх и подвиг во имя человечества

Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке.

Тема “Войны и мира” является одной из вечных тем искусства. Люди начали воевать еще в каменном веке и до сих пор не могут остановиться. В истории человечества зафиксировано и описано более15 тысяч войн!

Учитель: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…

Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что Великая отечественная война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.

III. Изучение нового материала

Учитель: - Ребята, как вы думаете, чем обусловлен выбор материала для сегодняшнего урока? Какая дата нас ожидает буквально завтра?

Какова будет цель нашего урока? Раскрыть борьбу двух начал: добра и зла, войны и мира, средствами музыки передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей.

Учитель: И сделаем мы это на примере Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.

Прежде, чем мы начнем разговор об этом произведении, давайте вспомним, что такое Симфония?

Как строится симфония?

Что лежит в основе 1 части классической симфонии?(сонатная форма).

(на доске – начертить схему строения 1 части сонатной формы).

Что является музыкальным образом в произведении?

Что такое музыкальная драматургия?

Задание : во время слушания симфонии дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.(работа в микрогруппах). Работаем по ходу урока.

Учитель: Для введения нас в тему я приглашаю Историка и Искусствоведа

Историк 1:

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион.

Искусствовед 1 :

Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”

Учитель : Сегодня мы имеем уникальную возможность послушать самого Д.Д.Шостаковича. Давайте послушаем, что он говорит о своем произведении.

Видео №1. Фильм о Шостаковиче

Учитель: Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. В ней воплощен образ Родины. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки..

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз , все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Мы сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Документальный фильм нам поможет представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда.

Звучит фрагмент 1 части. Видео. №2

Учитель музыки: Слово историку

Историк№2

- Симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но только 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили - они были абсолютно уверены, что город мертв. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

IV. Закрепление

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады - разгрома немцев под Ленинградом.

- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
27 января 1944, Ольга Берггольц

08.08.08. В начале урока мы говорили о войне и мире, о том, человечество никак не может остановиться, воюя друг с другом. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Видео №3 Валерий Гергиев

- Почему Гергиев выбрал для израненного города Ленинградскую симфонию?

- «Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...» (В. А. Гергиев)

Задание на дом: написание сочинения «Вы объяснили музыку словами»

Учитель зачитывает самые интересные строки сочинений бывших учеников в качестве примера.

Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти…. И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Песня «Пусть будет свет в окне твоем»

Фото ветеранов. Презентация

Выставление оценок. Подведение итогов.

Работа в микрогруппах по карточкам:

Противопоставления:

    Человек – варвар

    Добро -

    Мир -

    Созидание -

    Возрождение -

    Победа -

    Конфликт -

    Столкновение -

    Борьба -

    Мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости

Вопросы:

Какой образ создает музыка?__________________________________________________

Что вы представили, слушая ее?________________________________________________

Как она звучит в начале эпизода?_______________________________________________

Сколько музыкальных образов?_________________________________________________

Какое значение имеет ритм?____________________________________________________

За счет каких средств выразительности идет развитие нашествия?___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вечные темы искусства и жизни

Цель: через общение с разными художественными произведениями постараться понять, что язык искусства с течением времени не изменяется и в его основе находятся духовные ценности, выработанные человечеством.

Задачи:

    развитие эмоционального и осознанного отношения к произведениям искусства различных эпох и направлений;

    через «звучание» художественных образов учиться понимать, как художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс;

    развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урока (музыки И. С. Баха, репродукций картин, образного исполнения песен «Город золотой», «Свечи»);

    учиться выражать отношение к вечным ценностям, выработанным человечеством;

    расширять культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой и живописью XVIII-XX вв.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска.

Сценарий урока

«Идеи меняются, сердце остается одно».

Ф. М. Достоевский

1. организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание «Идеи меняются, сердце остается одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.) Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.

Прослушивание музыки «Город золотой»

Беседа.

Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано)

(Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)

О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света)

Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди)

Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов.

(Исполнение песни «Город золотой».)

Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности)

И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».

Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано? (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране – портрет И. С. Баха.)

Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад.

Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Сообщение о композиторе (опережающее задание для группы учащихся)

Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

После прослушивания фрагментов из биографии композитора учащиеся отмечают, что его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.

В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (На экране появляется изображение органа.)

Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.

(Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

О чем мог быть разговор? (ответы детей)

– Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»).

(На экране – определение «полифония».)

Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание.

(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту.

(На экране – изображение флейты.)

(На экране – определение «гомофония».)

Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) Почему? (ответы детей)

Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)

Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.

Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку? (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Далее учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы. Каждая группа защищает свой проект, анализирует работу учащихся у доски. Далее ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».

(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).)

Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.

Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто)

Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу)

Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью)

Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.)

Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).

Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались.

На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По-своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей) Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Идеи меняются, сердце остается одно». Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь...

Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

  • тоническую (музыка и поэзия);
  • образную (архитектура, живопись и скульптура);
  • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Бесспорно, сохранение культурного наследия человечества представляет собой одно из важнейших направлений деятельности людей, так или иначе задействованных в сфере культуры. Тем не менее, сохранение культурного наследия, по мнению автора статьи, не может являться самоцелью; культура как некий живой организм, динамическая система - подразумевает непрерывные процессы изменения и обновления. При протекании этих процессов нередко наблюдаются «узловые» моменты конфликта новаторской и охранительной тенденций. Названный конфликт принимает совершенно различные формы, от «мирной» полемики до шокирующе-эпатажных лозунгов. Каждая эпоха находит свои варианты соотношения и установления равновесия между каноничностью и экспериментальностью.

Однако, как абсолютный диктат канона, так и абсолютное его неприятие не способствуют развитию культуры в целом или отдельных её областей. В дальнейшем, при увеличении временнуго промежутка, конфликт «сглаживается», и начинаются новые процессы интеграции; после конфликта интеграция протекает иначе, на новом «витке спирали» Данные тезисы можно иллюстрировать, например, дифференциацией видов искусства после первобытного синкретизма - и позднейшим их синтезом. Подробнее об этом см. .. Эта стадия активизирует поиск в «старом» зоны «вечного», в традиции - зоны инварианта Речь идёт о «зоне», так как «старого» больше, чем «вечного», и здесь работает некий механизм отбора.. Именно эта зона выходит за рамки исключительно исторического интереса и становится если не основой, то необходимым элементом формирующихся новых систем.

Одной из таких зон вполне справедливо считать так называемые «вечные темы» в искусстве . «Вечные темы» задействуют пласты психики и мышления, не теряющие актуальности в течение всей истории человечества; нельзя, например, назвать устаревшей тему борьбы добра и зла, тему поиска истины, тему жертвы, тему любви и т.д. Под разным «углом» данные вопросы рассматривались неоднократно: достаточно вспомнить наследие К.Г. Юнга, К. Леви-Строса, Ю. Лотмана, Л. Гумилёва, и др. В любом случае, наблюдаем поиск вневременнуго инварианта - в содержательном или структурном аспекте художественного текста или сознания, в целом. Часто в качестве инварианта выступают мифологические мотивы и образы, являющиеся элементами той самой зоны «вечного» в «старом». Таким образом, формируется стабильный «золотой фонд» наиболее часто повторяющихся образов и ситуаций, вписывающихся в любой исторический контекст и любые конкретные обстоятельства. Так же, как повтор и интонационные арки служат важнейшими креплениями поэтической или музыкальной формы, «вечные темы», вероятно, несут функцию «крепёжных деталей» человеческой цивилизации.

На данном свойстве «вечных тем» основаны многие инновации современного «режиссёрского театра». Споры о необходимости и адекватности «осовременивания» шедевров двух-трёх-вековой давности не прекращаются; есть мнения, что таким образом «протягивается нить» между эпохами, есть мнения, что таким образом современное искусство демонстрирует собственное бессилие. И те, и другие мнения спорны, однако имеют неоспоримое право на существование. Но современный художник не вправе обвинить в «бедности сюжетов» свою эпоху. Повторяющиеся образы и ситуации наблюдаются повсюду, нужно только уметь их «узнавать». Например, тема самопожертвования - простирается далеко в века: это может быть миф об Ифигении, согласившейся взойти на алтарь ради победы соотечественников; может быть рассказ о поэтессе Хуане Инес де ла Крус, лечившей больных чумой и умершей от неё же; может быть рассказ о подвиге Александра Матросова; история Шаварша Карапетяна - чемпиона мира по подводному плаванию, спасшего десятки жизней при падении троллейбуса с Ереванской дамбы, ценой собственной инвалидности; может быть - достаточно прочитать ленту новостей в Яндексе - рассказ о подвиге новгородской санитарки Юлии Онуфриевой, спасшей несколько десятков жизней ценой своей. Это лишь несколько случаев из тысяч происходивших в истории, составляющих великую «вечную тему» самопожертвования Существуют мнения о кощунственности рассматривания таких случаев как «сюжета»; однако, становясь сюжетом, история обретает вечную жизнь, и это, может быть, даже важнее для сохранения памяти человечества о героях, чем возведение обелиска..

Таким образом, «вечные темы» потому и называются вечными, что обладают непреходящей актуальностью. Вместе с тем, они составляют некий понятийно-эмоциональный пласт, существующий в сознании человечества как неразрывное целое; следовательно, вместе с актуальностью темы не теряют актуальности и художественные тексты Под художественным текстом в данном случае понимается локальное образование, основанное на любом языковом коде (будь это живопись, музыка, литература, театр и т.д.)., её воплощающие. Этим, во многом, объясняется доступность для восприятия современным зрителем/слушателем художественных текстов любой эпохи. В этом случае культурное наследие различных эпох оказывается не только сохранённым, но и востребованным, органически вплетённым в целостную систему современного культурного пространства.

Понимание фонда «вечных тем» в искусстве как механизма сохранения культурного наследия предполагает работу по их систематизации, которая является необходимой, так как в настоящее время отсутствует.

Важной представляется перспективность, а не только ретроспективное значение «вечных тем». Они являются механизмом не только сохранения культурного наследия, но и приращения культурных ценностей, дальнейшего развития культуры. «Вечные темы» в искусстве служат как бы «мостиком», соединяющим прошлое, настоящее и будущее, залогом бессмертия художественных образов, человеческого творчества, да и всей культуры в целом.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: Доказать, что любовь, красота человеческих чувств и отношений – одна из главных тем в различных видах искусства во все времена и эпохи.

Задачи:

  • Рассказать о музыкальных шедеврах в различных жанрах, созданных на основе одного литературного произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • Закрепить теоретические знания об увертюре и балете на примерах музыки П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева.

Ход урока.

Слайд №1. (заглавие)

Учитель:

Тема любви во все времена привлекала деятелей искусства. Мир знает много литературных и поэтических историй о любви, музыкальных шедевров, полотен великих художников. Сегодня в нашем классе прозвучат музыкальные произведения различных жанров и эпох, но все они созданы на основе одного литературного творения У. Шекспира – «Ромео и Джульетта».

Слайд №2.

Шекспир (1564-1616) воспел в поэзии историю юноши и девушки из Вероны. Его творение - всемирно признанный шедевр. Благодаря Шекспиру имена Ромео и Джульетты так хорошо известны всем, став символом настоящей, верной любви.

Слайд №3.

Любящим сердцам во все времена непросто отстаивать свой выбор против людской косности, воинственности и всякого рода неравенства. Но любовь не знает границ и запретов. Сюжет "Ромео и Джульетты", является одним из примеров любви, погибшей в условиях того времени.

Слайд №4 (текст высказывания развертывается автоматически)

Шекспировская трагедия принесла Вероне славу города Ромео и Джульетты. Жители этого прославленного города говорят:

«Здесь у нас любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому тёмному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных призраков, вот уже сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!»

Слайд №5.

И потому Верона всегда будет полна романтиками и влюблёнными со всех концов света, которые ищут и находят здесь места, связанные с неувядающей легендой любви.

Неудивительно, что такая красивая и печальная история нашла продолжение в других жанрах искусства: симфоническая и балетная музыка, опера, театр, кино, мюзикл.

Слайд №6.

Знаменитая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга.

Давайте вспомним, что в музыке называется увертюрой?

Дети:

Оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. Иногда бывает самостоятельным произведением и носит программное название.

Слайд №7.

Идею создать симфоническое произведение подсказал композитор Балакирев. Сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь. Лучшие оркестры мира включают в программу своих концертов это произведение. Чайковский переделывал увертюру три раза. Именно в последней редакции она хорошо известна сегодня.

Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.

Слайд №8 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема вражды: бешеный натиск злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей, тревожные, энергичные звукиуличной схватки неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя.

Слайд №9 (фрагмент видео запускается автоматически)

Тема любви: из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такаяполнота нежности, такое томление и нега... широко раскидывающаяся светлая мелодия. Мягкое, словно баюкающее движение, вздыхающиезвуки валторны, и мелодия разрастается, становится более живой и сладостной.

И после гибели героев, после вопля отчаяния звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты.

Слайд №10 (текст высказывания развертывается автоматически)

Особенное восхищение вызвала тема любви у Н.А.Римского-Корсакова, он писал: "До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!"

При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.

Слайд №11 (фрагмент видео запускается автоматически)

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.

Балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. В роли Джульетты - Галина Уланова; Ромео - Константин Сергеев.

Давайте вспомним характерные черты жанра балета в музыке.

Дети:

Балет это театральный спектакль, где действующие лица все выражают пением. Для балета делаются декорации и шьются костюмы. В исполнении балета участвует симфонический оркестр под руководством дирижера.

Слайд №12 (текст воспоминаний развертывается автоматически)

Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой. Она вспоминала: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно. Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту».

Слайд№13 (фрагмент видео запускается автоматически)

Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. В Санкт-Петербурге на аллее героев Парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший артистку в прославленной роли.

Слайд №14.

Позднее в этой постановке выступали многие прославленные артистки балета: Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Валентина Козлова. Существуют две знаменитые киноверсии балета Прокофьева. Музыка в балете Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности.

Слайд№15 (фрагмент видео запускается автоматически)

Юмор и озорство Джульетты – девочки и простодушие Кормилицы.

Слайд №16 (фрагмент видео запускается автоматически)

Мудрость Патера Лоренцо.

Слайд№17 (фрагмент видео запускается автоматически)

Праздничный и буйный колорит итальянских улиц.

Слайд№18 (фрагмент видео запускается автоматически)

Поэзия любви Ромео и Джульетты.

Слайд№19 (фрагмент видео запускается автоматически)

А также, драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как, по общему мнению, считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьев, проявив новаторство, доказал обратное.

Слайд №20.

Было бы странно, если бы знаменитая шекспировская история не нашла отражение в самом массовом виде искусства – кино. Киноверсий «Ромео и Джульетты» существует несколько. Но, пожалуй, самым популярным фильмом «Ромео и Джульетта» является фильм итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, вышедший на экраны в 1968 году. Главные роли сыграли совсем юные артисты – Оливия Хасси и Леонард Уайтинг. В фильме Франко Дзеффирелли звучит прекрасная музыка композитора Нино Рота, который своим неподражаемым творчеством наиболее прославился в области кинематографической музыки. В его честь названа одна из консерваторий в Италии. Он сотрудничал с многими режисерами. В 1974 году Рота получил "Оскар" за лучшую музыку к фильму «Крёстный отец», написал музыку ко всем фильма Федерико Феллини.

Слайд №21 (видеофрагменты фильма запускаются автоматически)

Самым знаменитым мотивом в фильме «Ромео и Джульетта» стала тема любви - она варьируется на протяжении фильма и сопровождает все главные сцены Ромео и Джульетты. Гармонично вплетаясь в киноповествование, музыка выступает в роли рассказчика. Эта музыка признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня "What is a Youth"заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Обработки этой песнивошли в репертуар многих певцов и оркестров. Последняя редакция представляет музыку Нино Рота в исполнении Пражского филармонического оркестра.

Закончить свой рассказ я хочу словами из песни:


Племя беспечное первой любви!
В пьесе старинной, где яд и кинжал
Непоправимое действо вершат.
Боже, спаси и от бедствий храни
Верных рабов любви.