Северо-кавказская железная дорога. История северо-кавказской железной дороги Кавказская железная дорога

Северо-Кавказская железная дорога протянулась с от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге.

1 марта 1860 года атаман Войска Донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. Строительство железной дороги на донских территориях должно было способствовать торговому и промышленному развитию края. Во второй половине XIX века на территории, прилегающей к Дону, в районе реки Грушевки были открыты богатые залежи каменного угля. Потребители этого угля - крупные промышленные предприятия - нуждались в том, чтобы сырье доставлялось надежно и быстро.
В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает "Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне".
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге. "Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба - член комитета железной дороги и, наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей" ("Донские войсковые ведомости", 4 апреля 1861 г.)
В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А.Некрасовым.
На строительство работало около 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний. Шпалы и лесоматериалы закупались в России, металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны - в Бельгии, откуда доставлялись пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.
29 декабря 1863 года железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (Шахты) через Максимовку (Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй.
7 января 1869 года наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич представил императору записку о необходимости соединить Кавказ железной дорогой с общей сетью империи в направлении от Ростова-на-Дону до Владикавказа с ветвью к Черному морю. Комитет министров поддержал мнение наместника, а 2 января 1870 года последовало высочайшее повеление "включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и приступить к ее строительству не позднее 1872 года".
Подрядчику С.С. Полякову было поручено произвести изыскания трассы будущей дороги. Комитет железных дорог, рассмотрев результаты изысканий, определил общее направление линии. Из четырех предложенных был принят и 7 марта 1872 года утвержден императором вариант прокладки линии через Романовский пост (Кропоткин), Невинномысскую, в 20 верстах южнее Пятигорска, по долинам Кубани, Кумы, Терека. Выбранная трасса пролегла по степной холмистой равнине, заметно поднимающейся к югу, пересекла земли Екатеринославской и Ставропольской губерний, Донской, Кубанской и Терской областей.
Концессию на сооружение дороги получил малоизвестный среди железнодорожных предпринимателей коллежский асессор барон Рудольф Васильевич Штейнгель, служивший тогда на Царскосельской железной дороге. По условиям концессии учредитель брал на себя обязательство в трехмесячный срок создать акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги для постройки в три года железнодорожной линии Ростов-Владикавказ и последующей ее эксплуатации.
Между Ростовом и Батайском была возведена восьмиверстная земляная дамба и каменный пойменный мост длиною 250 саженей (533,4 м). Всего построено более десятка крупных и средних мостов и свыше 200 малых мостов и водопропускных труб.
Железная дорога Ростов - Владикавказ, протяженностью 652 версты (695 км), со всеми инженерными и гражданскими сооружениями была построена за три года - как и намечалось. Официальное открытие движения поездов состоялось 2 июля 1875 года. Владимир Михайлович Верховский стал первым управляющим Ростово-Владикавказской железной дороги, в декабре 1879 года его сменил И.Д.Иноземцев.
В июле 1883 года правление Общества Ростово-Владикавказской железной дороги направляет прошение в комитет министров о предоставлении концессии на строительство линии от Тихорецкой до Новороссийска.
9 ноября 1883 года разрешение было получено, и 25 декабря 1884 года дорога была переименована в Владикавказскую.
Строительство началось в апреле 1885 года. На сооружение всей линии от Тихорецкой до Новороссийска длиною 258 верст отводилось три с половиной года. На Новороссийской ветке работами руководил инженер путей сообщения Михаил Станиславович Кербедз.
Рельсы производились на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и на железоделательном заводе в Юзовке (Донецк). Из Петербурга рельсы пароходами везли до Ростова и Новороссийска, далее - по железной дороге до места укладки. Дубовые шпалы заготавливались в близлежащих лесах.
Первый участок от Тихорецкой до Екатеринодара был открыт для движения в июле 1887 года. На втором, более сложном участке от Екатеринодара до Новороссийска сооружалось два горных тоннеля: малый, протяженностью 180 саженей, и большой - 650,9 сажени. Новороссийская ветвь строилась однопутной, тоннели проектировались сразу на две колеи, хотя укладывался первоначально только один путь. Проходка горных пород в тоннелях велась посредством взрывов одновременно с двух порталов.
Свод большого тоннеля сначала предполагалось сделать кирпичным. Для этой цели были построены два завода по изготовлению кирпича, однако неподалеку обнаружилось месторождение каменной плиты, поэтому кирпичную кладку оставили и перешли на каменную, более прочную и долговечную.
Церемония открытия вновь построенной железнодорожной линии состоялась в Новороссийске 25 июня 1888 года при большом стечении горожан, в присутствии министра путей сообщения К.Н.Посьета, командующего войсками Кавказского военного округа А.М.Дондукова-Корсакова, наказного атамана Кубанского казачьего войска Г.А.Леонова, председателя правления общества Владикавказской железной дороги Р.В.Штейнгеля.
24 мая 1891 года общество Владикавказской железной дороги получило разрешение на строительство Петровской линии - от станции Беслан, что рядом с Владикавказом, через Грозный до Петровска (Махачкалы). Эта линия, протяженностью 250 верст, сдана в постоянную эксплуатацию 1 января 1894 года. Одновременно с Петровской линией была построена Минераловодская ветвь длиной 60 верст, соединившая курорты Кисловодска, Ессентуков и Пятигорска с главной линией Владикавказской дороги. С приходом в 1894 году железной дороги в Кисловодск началось интенсивное развитие кавказских курортов. В 1895 году вблизи кисловодского вокзала было построено красивое здание курзала (помещение для концертов, собраний и т. п.) с просторными рестораном и театром. Здесь ставились оперные и драматические спектакли, устраивались концертные выступления с участием прославленных актеров: Шаляпина, Собинова, Варламова, Давыдова, Дидура, Плевицкой, Преображенской и многих других. Число приезжающих возрастало. В 1912 году на Минераловодской ветке был уложен второй путь.
В начале 1890-х годов Ставропольская городская дума неоднократно обращалась в правительство с предложением о постройке железнодорожной ветки от станции Кавказской до Ставрополя. Разрешение на строительство, которое должно было вести общество Владикавказской железной дороги, было получено 9 мая 1893 года. Работами руководил М. Кербедз. Ему удалось успешно решить непростую задачу по возведению на коротком отрезке трассы высоких насыпей, глубоких выемок, немалого числа мостов, водопропускных труб и дренажных устройств, надежно обеспечивающих безопасность движения поездов. Дорога вступила в строй в 1897 году.
Начавшаяся в 1904 году русско-японская война и революция 1905 года привели к тому, что строительство новых линий надолго приостановилось. За период с 1901 по 1913 год была построена ветка от Батайска до Азова длиной 28 верст, принятая в эксплуатацию в 1911 году.
Отрезок Ростов - Владикавказ, построенный в 1875 году, обладал невысокой пропускной способностью, и потому с ростом объемов перевозок, особенно после пуска Новороссийской линии и выходов к Волге и Каспийскому морю, потребовалась коренная его реконструкция. Деревянные сооружения были заменены каменными, узловые и крупные грузовые станции перестроены с укладкой дополнительных путей.
Мост через Дон, построенный в 1875 году, не справлялся с растущим грузопотоком. Поэтому в 1912-1917 годы был возведен новый трехпролетный и двухпутный мост с вертикально поднимающейся фермой, спроектированный профессором С.Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Н. Белелюбского и профессора Г. Передерия. Он был первым в России мостом вертикально-подъемной системы. Подъемная часть была устроена по проекту американского инженера Гунтера. Все металлические конструкции изготавливались в России на Мальцевском заводе.
С охватом все новых территорий железнодорожной сетью начался интенсивный рост городов: Ростова-на-Дону, Таганрога, Новороссийска, Владикавказа, Екатеринодара, Армавира.
В 1908 г. было создано акционерное общество инженера Перцева, которое получило разрешение на строительство Армавиро-Туапсинской дороги, а в 1912 г. - дороги Армавир - Ставрополь - Петровское с ответвлениями на Дивное и Благодатное. Участок Армавир - Туапсе был закончен и сдан в эксплуатацию в 1913 г., а движение по дороге Георгиевск - Св. Крест началось в 1914 г.
К началу XX в. на Владикавказской дороге имелось 18 мастерских, крупнейшие из которых - депо и мастерские Ростова и Батайска, Тихорецкие, Новороссийские, Кавказские, Грозненские, Минералводческие. В 1904 г. в обществе Владикавказской железной дороги насчитывалось свыше 28 тыс. рабочих и служащих. Оно занималось добычей и переработкой нефти и владело всей инфраструктурой Новороссийского порта.
Во время гражданской войны железнодорожные пути Владикавказской дороги были разрушены. Процесс восстановления и реконструкции занял почти 10 лет. С 1929 года началось строительство новых участков на Северном Кавказе (Туапсе - Сочи, Сочи - Адлер, Майкоп - Хаджох и др.)
В 1970-е, 1980-е годы на дороге ведется активное строительство, в частности сооружаются линии: Зверево - Краснодонская (1971), Анапа - Юровский (1977), Благодарное - Буденовск (1987), Песчанокопская - Красная Гвардия (1989).
Преемница Грушевско-Донской, а впоследствии Владикавказской, - Северо-Кавказская железная дорога связывает регион с центром России, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, государствами Содружества и Балтии. Управление Северо-Кавказской железной дороги находится в Ростове-на-Дону.

Глава 5. Особенности Северо-Кавказской железной дороги,обусловленные территориально- отраслевой структурой хозяйства Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказская дорога расположена на территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Район тяготения дороги почти полностью совпадает с Северо-Кавказским экономическим районом. Дорога находится в пределах Северного Кавказа, и лишь незначительно район тяготения дороги включает небольшую часть Волгоградской и Астраханской областей, а также Калмыкскую Республику.

Северо-Кавказская железная дорога (см. схему дороги)граничит: на севере - с Юго-Восточной (станция Чертково), на северо-востоке с Приволжской (станции Морозовская, Котельниково, Олейниково), на юге с железными дорогами стран Закавказья (станции Самур, Веселое), на западе с дорогами Украины (по станциям: Кавказ, Успенская, Закордонный, Плешаково, Гуково, Ольховая).

Схема дороги

Главная магистраль железной дороги протянулась с северо-запада на юго-восток: Миллерово - Ростов-на-Дону - Тихорецкая - Кавказская -Армавир - Прохладная - Гудермес - Махачкала - Дербент. Это двухпутная электрифицированная магистраль.

В Тихорецкой она пересечена линией Новороссийск - Краснодар -Тихорецкая – Куберле -Котельниково и далее на Волгоград, которая соединяет Поволжье с Новороссийском. Железнодорожная линия Марцево - Ростов -Армавир - Туапсе - Сочи является частью главной курортной магистралью страны. Выход на Нижнию Волгу и далее на восток обеспечивают два участка: Тихорецкая - Сальск – Котельниково и далее на Волгоград и Кизляр - Олейниково.
Наиболее развита сеть железных дорог в Республике Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской области. В Ростовской области дорога обслуживает восточное крыло Донбасса с его развитой угольной промышленностью, машиностроением. В республике Адыгея густота железнодорожной сети связана не только с развитой промышленностью, но и с большой плотностью населения. В Краснодарском крае дорога обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом.

Дальнейшему развитию Северо-Кавказской дороги препятствуют горы Большого Кавказа. В некоторых местах строительство дороги просто невозможно, но и там, где оно возможно, горы «заставляют» значительно удлинять трассы из-за большого количества криволинейных участков, которые огибают горные отроги, и пересекают долины бурных горных рек.

Свыше 30 тыс. тяжеловесных поездов в год проводится по Северо-Кавказской железной дороге. Больше всего их формируется на Лиховском, Краснодарском и Махачкалинском отделениях дороги.

В настоящее время на Северо-Кавказской дороге осуществляется проект модернизации пути из Сибири к черноморским портам Новороссийск и Туапсе: электрифицирована линия Сальск-Котельниково, электрифицируются линии Гуково-Замчалово с выходом на Украину и Лихая - Морозовская.

Общая длина всех путей Северо-Кавказской дороги (более 6 тыс. км) составляет примерно 7% от сетевой. Это хорошо технически оснащённая магистраль, у которой электрифицированы все основные направления (948 км.). Более 84% грузооборота дороги выполняется электротягой.

Дорога оснащена цифровой связью (линиями ВОЛС), на базе которой сейчас успешно внедряются новые информационные технологии. В Ростове создан региональный центр управления перевозками, модернизируется информационно-вычислительный комплекс дороги. Развивается локомотивное хозяйство, которое насчитывает 14 основных, 2 моторвагонных и 7 оборотных депо, а также вагонное хозяйство, насчитывающее 11 вагонных депо, 27 пунктов технического обслуживания вагонов.

Грузооборот дороги составляет 69 млрд. т-км (2005 г.), это 4% от сетевого. Эта доля значительно меньше, чем доля в сети (см. приложения 1, 2, 3), поэтому грузонапряженность дороги довольно мала и составляет всего половину от средней по сети.

Прибытие грузов здесь в 2 раза больше, чем отправление. Это значит, что дорога имеет пассивный транспортный баланс и большую долю местных перевозок. Доля перевозимых здесь грузов выше, чем доля грузооборота. Это говорит о наличии транзитных грузов, которые вывозятся не столько в другие районы страны, сколько зарубеж через морские порты района.

Основными грузами вывоза на дороге являются строительные материалы, флюсы, комбикорма и руды цветных металлов. Большую долю в отправлении грузов имеют также нефтяные грузы, каменный уголь, зерно, цемент, химические удобрения, черные металлы.

Главными грузами прибытия на дороге являются нефтяные грузы, строительные материалы черные металлы, каменный уголь, зерно, продукция обрабатывающих отраслей (в том числе машиностроения), химические удобрения, цемент, лесные грузы.

Северо-Кавказская железная дорога перевозит больше других дорог-филиалов ОАО «РЖД» флюсов (28% сетевых) и большое количество строительных материалов. Эти грузы производятся внутри района и перевозятся как внутри района, так и идут на вывоз в другие районы страны и зарубеж.

Зерно и продукты перемола в большом количестве производятся внутри района. Северный Кавказ – это житница нашей страны. Дорога перевозит 17% всех зерновых грузов сети, это наибольшая доля из всех дорог-филиалов ОАО «РЖД».

Станциями, обслуживающими элеваторы в районе являются Сальск и Ставрополь. Северо-Кавказская дорога обслуживает и сельское хозяйство района. Например, Сальский участок дороги (Тихорецкая - Сальск - Котельниково) проходит по территории сельских районов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, для которых именно железная дорога обеспечивает перевозки минеральных удобрений, ГСМ, различной сельхозтехники, урожая зерновых и овощных культур.

Уголь добывается в восточном крыле Донецкого каменноугольного бассейна и используется, в основном, внутри района. Однако транзитом сюда поступает уголь Кузбасса и Печорского угольного бассейна, который используется и внутри района, и отправляется на экспорт. Превышение прибытия над отправлением угольных грузов на дороге составляет примерно 1,5 раза.

Крупнейшими грузообразующими точками дороги являются углепогрузочные станции Ростовской области Зверево, Горная, Юбилейная и др.

Нефтяные грузы образуются как внутри Северо-Кавказского района (добыча нефти и ее переработка), так и завозятся из Поволжья и Западной Сибири по трубопроводной системе. Они используются внутри района и отправляются транзитом на экспорт через порты Черного моря.

Пунктами слива нефти с трубопроводов на железную дорогу и станциями, обслуживающими нефтеперерабатывающие заводы являются Краснодар и Новороссийск.

Черные металлы и лесные грузы – это грузы, которые, в основном, ввозятся в район. Прибытие черных металлов на дороге в 10 раз превышает их отправление, а лесных грузов – в 26 раз. Но эти грузы не только используются в районе, но и вывозятся транзитом за границу.

Основными узловыми станциями района являются: Ростов-на-Дону, Таганрог, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Минеральные Воды, Краснодар; Туапсе, Новороссийск и другие.

Особое место среди транспортных узлов Северо-Кавказского района занимают южные морские порты Новороссийск и Туапсе.

Новороссийск - крупнейший транспортный узел на юге России. Через него проходит основной поток экспортных грузов страны, поэтому коренная реконструкция Новороссийского железнодорожного узла является, важнейшей общегосударственной задачей. Здесь на базе современных технологий создаётся логистический центр, который решает вопросы приёма и отправления составов в адрес порта со всех железнодорожных станций страны. Здесь работает мощный нефтеналивной терминал, отправляется множество генеральных грузов.

Вторым по величине и значимости морским портом является Туапсе. Здесь ведётся наращивание мощностей по перевалке генеральных и нефтеналивных грузов, поэтому железной дорогой ведутся большие работы по развитию припортовой станции Туапсе.

Пассажирооборот дороги составляет почти 12 млрд. пасс-км в год. В 2005 году на дороге отправлено 44 млн. чел пассажиров. Она занимает 3 место в стране по количеству пассажиров дальнего следования.

Пассажирские перевозки являются одним из главных направлений работы дороги. На протяжении многих лет магистраль традиционно занимает одно из ведущих мест в общем объёме пассажирских перевозок в стране и характеризуется интенсивным пассажирским движением. Это прежде всего связано со специализацией района на курортном хозяйстве. В Ростове-на-Дону сходятся пассажирские потоки, следующие на курорты Минераловодской группы и на Черноморское побережье Кавказа. Линии Ростов - Армавир - Минеральные Воды и Ростов - Новороссийск, относятся к числу важнейших магистралей, осуществляющих пассажирские перевозки.

На Северо-Кавказской ж/д формируется 6 фирменных пассажирских поездов. На линии Белореченская - Туапсе - Адлер курсирует скоростной электропоезд повышенной комфортности ЭД 4 М. За 1 месяц он перевозит более 4 тыс. пассажиров.

Железная дорога тесно взаимодействует с другими видами транспорта.

Так, район тяготения дороги пересекается многими реками, стекающими в Азовское и Каспийское моря. Транспортное значение имеют Дон и Кубань.

Длина судоходной части Дона 1600 км, это позволяет использовать его в хозяйственных целях района. Его транспортное значение особенно возросло после постройки Волго-Донского канала и образования Цимлянского водохранилища, связавших Поволжье с морем. В грузообороте Дона 70% составляет хлеб и уголь. Кроме этого по Дону перевозится лес, нефть, строительные материалы, каменный уголь и др. грузы. В пределах дороги, а именно, района ее тяготения, крупными портами на Дону являются Ростов и Цимлянская. Немаловажное значение имеет взаимодействие железной дороги с речными портами Азов, Волгодонск, Усть-Донецк.

Приморское положение дороги делает важным взаимодействие Северо-Кавказской дороги с морским транспортом. На дороге идет активное развитие припортовых станций, железнодорожных подходов к морским портам. Это обусловлено тем, что в последнее время существенно увеличились объемы экспортно-импортных перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Дорога взаимодействует с такими портами, как Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Азов, Махачкала, Ейск. Главные грузы отправления из этих портов: цемент, нефть, зерно (Новороссийск, Туапсе), уголь, металл (Ростов, Таганрог). Через морские порты проходит значительный поток пассажиров.

В ближайшей перспективе в районе мыса Железный Рог на Таманском п-ове будет построен новый порт в составе специализированных комплексов по перевалке аммиака, нефти и нефтепродуктов. Мощность нового порта к 2015 г составит более 30 млн т грузов.

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Нефть от нефтяных месторождений поступает к нефтеперерабатывающим заводам. Наиболее крупные нефтепроводы в районе это: Грозный - Туапсе; Махачкала -Грозный; Майкоп - Краснодар; Тихорецкая - Новороссийск - Туапсе. На базе богатейших Северо-Кавказских месторождений сооружены газопроводы для снабжения газом других районов страны. Крупнейшие из них: Ставрополь - Москва; Краснодар -Новороссийск; Ставрополь - Невинномыск - Минеральные Воды - Грозный.

Район тяготения дороги пересечён также рядом автомобильных дорог. Важная роль автомобильного транспорта определяется здесь многими факторами: курортной специализацией района, высокой степенью интенсивности сельского хозяйства. Район пересекают такие крупные автомагистрали, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Владикавказ, Ростов-на-Дону – Краснодар – Туапсе - Сочи. Через Кавказский хребет построены три перевальные дороги: Владикавказ - Тбилиси, Алагир - Кутаиси, Черкесск - Сухуми. Эти дороги обеспечивают международные импортно-экспортные связи с Грузией и другими странами Закавказья.

Велика роль автомобильного транспорта и в обслуживании железной дороги по доставке грузов непосредственным получателям.

Над районом тяготения дороги пролегают воздушные трассы Москва - Ростов - Краснодар - Адлер; Ростов - Минеральные Воды - Грозный -Махачкала и др.

Объём погрузки на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) за 9 месяцев 2017 года составил 52,2 млн тонн, что на 12,1 % больше показателя аналогичного периода прошлого года . В январе - сентябре нынешнего года существенно выросла погрузка чёрных металлов - до 1,3 млн тонн (73,6 %) и каменного угля - до 8,1 млн тонн (41,5 %). Так же увеличился объём погрузки зерна (29,1 %), нефти и нефтепродуктов (20,4 %).По данным компании, в сентябре 2017 года погрузка на Северо-Кавказской магистрали составила 6,5 млн тонн, что на 17,6 % выше показателей аналогичного периода прошлого года. Общий грузооборот СКЖД за 9 месяцев 2017 года сложился в объёме 80,5 млрд тонно-км.

За январь-сентябрь 2017 года количество перевезённых Северо-Кавказской железной дорогой пассажиров сократилось на 11,3 %, сообщил пресс-центр компании. Заметнее всего упали объёмы пригородных перевозок, на которых число пассажиров сократилось на 15 %", - сказано в сообщении. Всего за указанный период услугами СКЖД воспользовались свыше 28 миллионов человек, из них 3,7 миллиона пассажиров перевезли в сентябре. Отмечается, что пассажирооборот за указанный период снизился на 7,7 % .

С декабря 2017 года осуществляется движение пассажирских поездов дальнего следования по новой железнодорожной линии Журавка - Миллерово. С вводом в действие нового графика движения поездов на 2017/2018 годы по этому участку начали курсировать свыше 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов ежесуточно. Магистраль Журавка - Миллерово длиной 137 км стала частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем . По проекту, максимальная скорость движения пассажирских поездов составит 140 км/ч, грузовых - до 90 км/ч. Новая железная дорога проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Цель проекта - развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении Центр - Юг, увеличение её пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.

На Северо-Кавказской железной дороги реализуется программа «Комплексная реконструкция участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла» и «Комплексная реконструкция участка 9 км - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ», призванные расширить пропускную способность магистрали Волгоград - порты Таманского полуострова. Для этого выполняются следующие работы:

  • Строительство второго пути на линии Котельниково - Сальск - Тихорецкая;
  • Строительство второго пути на линии Тимашевская - Крымская;
  • Реконструкция и строительство второго пути на линии 9 км - Юровский;
  • Строительство подходов и железнодорожного моста через Керченский пролив .
  • Электрификация участка Станция 9 км - Анапа.

6 февраля 2019 года открыто движение грузовых поездов к портам Азово-Черноморского бассейна в обход Краснодара на новом 65-километровом участке Козырьки – Гречаная с двумя грузовыми станциями Кирпили́ и Бейсужёк .