Гэсн для чего они нужны. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы

Виды сборников единичных расценок. Их значение и сфера применения. Затраты, включаемые в ТЕР(ФЕР)

Единичная расценка определяет величину сметных прямых затрат на единицу объемов работ.

Сборники ЕР являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Федеральные сборники единичных расценок (ФЕР) , разрабатываемые для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся Госстроем России.

Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) , разрабатываемые для территориальных образований Российской Федерации, утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, проходят экспертизу и регистрируются в Госстрое России, после чего включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве. Сборники ТЕР служат для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах страны. В своем составе они содержат ЕР на виды работ, выполняемые в регионе.

Отраслевые сборники единичных расценок (ОЕР) , разрабатываемые для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горно-капитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.) по программе, согласованной с Госстроем России, утверждаются министерством РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами, после чего включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве.

Каждый сборник ЕР содержит техническую часть, которая подразделяется на разделы: общие указания, правила исчисления объемов работ, коэффициенты к ЕР, таблицы с единичными расценками.

Единичные расценки, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

· затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.00 г.;



стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

· стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

· наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Сметные нормативы. Элементные и укрупненные сметные нормативы

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах , в том числе: нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли; сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время; сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений; индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен; нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)

укрупненные сметные нормативы и показатели , в том числе: укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР), сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР), укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС); прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ); прейскуранты на строительство зданий и сооружений; сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); показатели по объектам аналогам;

Виды сметных нормативов и расценок

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

государственные (федеральные) сметные нормативы и расценки – ГСН, ГЭСН, ФЕР

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации и вводимые в действие Государственными органами по делам строительства (Департамент строительства Минпромэнерго (8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике»). Они применяются для всех отраслей народного хозяйства и обязательны для применения при строительстве обьектов с использованием средств федерального бюджета.

    государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001)

    ГЭСН на строительные работы

    ГЭСН м на монтажные работы

    ГЭСН п на пуско-наладочные работы

    ГЭСН р на ремонтно-строительные работы

Элементные сметные нормы это нормы расхода ресурсов в натуральных показателях разработанные на отдельные виды работ или конструкций

    Единичные расценки, составленные на основе ГЭСН, имеют те же номера и наименования.

    Федеральные единичные расценки (ФЕР-2001)

    Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001)

    Отраслевые единичные расценки (ОЕР-2001)

Суммарный результат умножения нормы ресурса на соответствующие цены ресурса дает единичную расценку, т.е. стоимость прямых затрат на измеритель работы.

    Сборник средних сметных цен

Укрупненные сметные нормативы

    Сметные нормативы, выраженные в процентах

    1. Норматив накладных расходов

      1. По основным видам строительства

        По основным видам работ

Приводятся в МДС 81-33.2004

      Нормативы сметной прибыли

      1. Отраслевые

        По видам работ

Приводятся в МДС 81-25. 2001

      Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений

      1. ГСН 81-05-01-2001

        ГСН р 81-05-01-2001

      Сметные нормы дополнительных затрат при производств работ в зимнее время

      1. ГСН 81-05-02-2001

        ГСН р 81-05-02-2001

      Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

      1. МДС 81-35.2004

      Индексы и изменения стоимости работ установленных к базисному уровню цен (печатаются ежемесячно)

    Укрупненные сметные нормативы и показатели сметной стоимости

    1. Укрупненные показатели на все виды работ (УПВР)

      Укрупненные показатели базисной стоимости на все виды работ (УПБСВР)

      Прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС)

      Укрупненные сметные нормативы на здания, сооружения и виды работ (УСН)

Применение и разработка элементных сметных норм и расценок

2.5. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН ) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом , разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН , могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

2.9. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч;

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов, в чел.-ч;

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

2.10. В сборниках ГЭСНп , учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено, в чел.-ч;

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

2.11. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

2.12. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

2.13. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР ), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

2.14. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются «единичные расценки» или «расценки») служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

2.15. В тех случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН , возможна разработка индивидуальных норм и расценок.

2.16. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины по состоянию на 01.01.2000;

стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в единичной расценке) по состоянию на 01.01.2000;

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

2.17. Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

2.18. Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и дополнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах расход обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.

В целях приведения системы сметных нормативов в соответствие с но­выми требованиями рыночной экономики, соблюдения единого методологи­ческого подхода к определению стоимости строительства Госстроем России была разработана новая сметно-нормативная база ценообразования в строительстве (далее - ГЭСН-2001).

Надо подчеркнуть, что новая сметно-нормативная база - не только свод нормативных документов и методических разработок, это и новая система ценообразования в строительстве. Принципиальное отличие ГЭСН-2001 от ранее действовавших состоит в вариантности выбора практически всех ценообразующих элементов стоимости строительной продукции. Новая система повышает прозрачность и обоснованность применяемых стоимостных пока­зателей при определении стоимости строительной продукции, а также позво­ляет учитывать рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов.

Сметно-нормативная база ГЭСН-2001

В соответствии с Постановлениями Госстроя России от 08.04.2002 № 16 и «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» и от 27.01.2003 № 14 с 1 сентября 2003 года был осуществлен переход на новую сметно-нормативную базу. Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя комплекс сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники, служащие основой для определения сметной стоимости строи­тельства.

1.По ведомственному признаку сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормати­вы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответст­вующего субъекта Российской Федерации.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории со­ответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомст­венной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные усло­вия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как пра­вило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей конкрет­ной подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расце­нок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвесто­ром) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства ра­бот со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого произво­дится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

2.По степени детализации сметные нормативы подразделяются на эле­ментные и укрупненные.

2.1.К элементным сметным нормативам относятся:

2.1.1.государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);

2.1.2.индивидуальные элементные сметные нормы;

2.1.3.нормы по видам работ.

2.2.К укрупненным сметным нормативам относятся:

2.2.1.сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

Нормативы накладных расходов;

Нормативы сметной прибыли;

Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строитель­но-монтажных работ в зимнее время;

Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и соору­жений;

Индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

Нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора).

2.2.2.укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

Укрупненные показатели базисной стоимости строительства (далее -УПБС);

Укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (далее -УПБС ВР);

Сборники показателей стоимости на виды работ (далее - сборники „ ПВР);

Укрупненные показатели сметной стоимости (далее - УПСС);

Прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (далее - ППЕ);

Прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (далее - НИАЗ);

Сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (далее - НИПЗ);

Показатели по объектам-аналогам;

Другие нормативы.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при со­ставлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормати­вов возможно применение поправок, учитывающих:

Изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

Нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на про­ектные решения по основаниям и фундаментам зданий и сооружений;

Региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

Различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решени­ях;

Иные факторы.

Применение и разработка государственных элементных сметных норм и расценок

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены г> для определения состава и потребности в материально-технических и трудо­вых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, тер­риториальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормати­вов.

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в со­ставе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расце­нок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН используются при разработке проектов организации строительства (далее - ПОС) и проектов производства работ (далее - ППР) для определения продолжительности вы­полнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве.

Состав государственных элементных сметных норм

В состав государственных элементных сметных норм входят:

1.сборники Государственных элементных сметных норм на строитель­ные и специальные строительные работы (далее - ГЭСН);

2.сборники Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр);

3.сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм);

4.сборники Государственных элементных сметных норм на пускона-ладочные работы (далее - ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведом­ственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

ГЭСН

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распро­страняются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а так­же на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства.

Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к раз­делам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приво­дятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффици­ентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

1.затраты труда рабочих (строителей, монтажников) в чел-часах;

2.средний разряд работы (звена рабочих);

3.затраты труда машинистов в чел.-часах;

4.состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в машино-часах;

5.перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в про­цессе производства работ и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

В ГЭСН учтены работы по выгрузке строительных материалов, изде­лий и конструкций на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа и укладки в дело. Нормы на демонтаж учи­тывают вертикальное и горизонтальное перемещение материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемого при демонтаже конструкций до места их складирования на строительной площадке.

В таблицах сметных норм ГЭСН не указываются следующие показате­ли:

1.расход материальных (в т.ч. энергетических) ресурсов, сырья и по­луфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

2.затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для уча­стия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

3.применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов. Указанные затраты определяются на основании проектных данных. » По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах сметных норм указываются толь­ко наименования материалов, а в графах расхода приводится литера «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресур­сов определяется по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом мини­мальных трудоустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обра­боткой при укладке в дело, в соответствии с Правилами разработки и приме­нения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строи­тельстве (РДС 82-202-96). Нормы расхода неоднократно используемых (обо­рачиваемых) материалов и деталей определены с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.

ГЭСНр

Сборники Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр) обозначены шифром 04 и выпущены в коли­честве 19-ти сборников. Они предназначены для определения состава и по­требности в ресурсах, необходимых для выполнения ремонтно-строительных работ по разработке, демонтажу, ремонту, усилению и замене строительных конструкций, инженерного оборудования и восстановлению отдельных по­крытий в условиях организации рабочих мест и внутрипостроечного пере­мещения строительных материалов, деталей и конструкций на объектах ре­монта и реконструкции зданий и сооружений, составления сметных расчетов ресурсным методом, а также для расчетов за выполненные работы и списа­ние материалов.

В ГЭСНр учтены работы по выгрузке строительных материалов, изде­лий и конструкций на приобъектном складе; горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа или укладки в дело; а также вертикальное транспортирование материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемо­го при разработке и ремонте конструкций, до места из складирования на строительной площадке.

Работы по смене и устройству конструкций, не предусмотренные в ГЭСНр, но встречающиеся при ремонте зданий и сооружений, следует нор­мировать по соответствующим нормам сборников ГЭСН на строительные работы. Выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве и не учтенные в ГЭСНр, следует также нормировать по соответствующим нормам ГЭСН на строительные работы с применением коэффициентов к затратам труда рабочих-строителей и к затратам на эксплуатацию машин (включая за­траты труда машинистов).

При производстве ремонтно-строительных работ в условиях плотной городской застройки, в случае предусмотренного устройства перевалочной складской базы или установки грузоподъемных кранов для перемещения ма­териалов, изделий и конструкций от места разгрузки на приобъектную пло­щадку, дополнительные затраты на погрузочно-разгрузочные работы, транс­портировку материалов, изделий и конструкций, и эксплуатацию строитель­ных машин определяются отдельным расчетом исходя из количества мате­риалов, изделий и конструкций, завозимых на перевалочную складскую базу, и количества машино-смен работы грузоподъемных кранов.

ГЭСНм

Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования

(ГЭСНм) обозначены шифром 03 и выпущены в количестве 40 сборников.

Они разработаны для следующих условий:

Оборудование поступает в монтаж в исправном состоянии, комплексно, окрашенным, прошедшим заводскую поузловую или общую сборку и обкатку, стендовые и другие испытания в соответствии с ТУ на его изготовле­ние и поставку:

Для производства монтажа имеются в наличии подготовленные пло­щадки, места установки или выведенные на проектные отметки фундаменты или другие основания под оборудование и черные полы.

В сметных нормах учтен расход ресурсов на выполнение комплекса работ по монтажу оборудования, установленного нормативными и техниче­скими документами на поставку и монтаж оборудования, а также соответст­вующими главами 3-й части СНиП «Организация, производство и приемка работ».

Как правило, не учитываются затраты на электромонтажные работы; монтаж приборов и средств автоматизации; контроль качества монтажных сварных соединений; горизонтальное и вертикальное перемещение оборудо­вания и материалов сверх расстояний, учтенных в ГЭСНм. Затраты на пере­численные работы учитываются в сметных расчетах дополнительно в составе работ по монтажу оборудования.

Также в ГЭСНм не учитываются затраты на отдельные виды строи­тельных работ, связанных с монтажом оборудования (монтажа технологиче­ских металлических конструкций, не входящих в комплект поставленного оборудования; окраску мостов мостовых кранов; устройство и разборку ин­вентарных лесов; кладку топок печей, сушилок и их сушку, и др.), опреде­ляемые по соответствующим сборникам ГЭСН на строительные работы. За­траты на указанные работы учитываются в сметах на монтаж оборудования в разделе «Строительные работы» или в отдельной смете.

Сметные нормы на монтаж оборудования, техническая характеристика, условия поставки и способ монтажа которого существенно отличаются от предусмотренных сборниками, следует определять на основе индивидуаль­ных сметных норм.

Индивидуальные ГЭСН на работы, выполняемые при техническом пе­ревооружении и реконструкции действующих производств и капитальном ремонта зданий и сооружений, разрабатываются в тех случаях, когда техно­логия работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках элементных сметным норм.

Основанием для разработки индивидуальных ГЭСН и, на их основе, индивидуальных расценок, служат акты, составляемые совместно подрядчи­ком, заказчиком и проектной организацией, подтверждающие необходимость разработки такой сметной нормы. Новые нормы разрабатываются на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования или по расчету, составляемому на основе технологических карт трудовых процессов.

ГЭСНп

Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные ра­боты (ГЭСНп) обозначены шифром 04 и выпущены в количестве 9-ти сбор­ников.

В ГЭСНп учитываются специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), помимо общих нормативных показателей в них приводятся:

1.сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

2.затраты труда в целом на звено в чел.-часах.

Индивидуальные сметные нормы на пусконаладочные работы разраба­тываются по определенной форме заказчиками, подрядчиками, проектными организациями в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие виды обо­рудования (работ) или их аналоги в сборниках ГЭСНп, в т.ч. для импортного и нестандартизированного оборудования, или оборудования единичного из­готовления.

Единичные расценки

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строитель­ные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (долее - ЕР).

Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразова­ния и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат (т.е. затраты на оплату труда работ­ников, стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, и стои­мости материалов, изделий и конструкций), и разработки укрупненных смет­ных норм на конструкции и виды работ (УПСС, УПБС, УПБС ВР, УРН и УПР)

Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудо­вания и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (далее - ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, вы­полняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в ос­новном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным ус­ловиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (регио­на).

ОЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газо­проводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.)

Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее - «единичные расценки») служат:

Элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

Сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции. Единичные расценки сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

1.затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.2000;

2.стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 01.01.2000;

3.стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, изделий и конструкций, стоимость которых не учитывается в единичной рас­ценке) по состоянию на 01.01.2000;

4.нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

5.наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Таблицы единичных расценок имеют шифр, наименование, состав ра­бот, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

Материалы, изделия и конструкции представлены в таблицах сметных норм по обобщенной номенклатуре, как правило, без указания марок и до­полнительных характеристик. При составлении смет учитываются конкрет­ные материальные ресурсы на основании данных проекта. По отдельным ма­териалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений (кабель, провода, трубы, металлические конструкции и др.), в таблицах сметных норм указываются только наименования, а в графах «расход» обозначают символом «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным с учетом трудноустранимых потерь и отходов.

Федеральные единичные расценки

По объектам, финансирование которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета, могут применяться федеральные единичные расцен­ки (ФБР-2001) с пересчетом их в территориальный уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчёт должен осуществляться с применением территори­альных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих мест­ные условия строительства, разрабатываемых в порядке, установленном Ме­тодическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 ^НЗ 2626/10.

Они предназначены для расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации, и определения сметной стоимости строительства работ и расчетов за выполненные строительные работы для регионов и отраслевых ведомств, где отсутствуют полностью или частично ТЕР и ОЕР. Пересчет единичных рас­ценок в территориальный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 года производится в установленном Госстроем России порядке с использованием территориальных (отраслевых) коэффициентов, учитывающих местные ус­ловия строительства.

ФБР-2001 разработаны на основанииТЭСН-2001 и «Методических ре­комендаций по разработке единичных расценок на строительные, монтаж­ные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», в которых учтены:

Среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строи­тельного производства;

Применяемые строительные материалы, изделия и конструкции;

Отечественные (как правило) строительные машины и технологиче­ские автотранспортные средства.

ФЕР-2001 разработаны по видам работ и объединены в сборники на строительные работы (выпущено 47 сборников), на монтажные работы (40 сборников) и на строительно-монтажные работы (19 сборников). Каждому сборнику ГЭСН-2001 соответствует сборник ФЕР с тем же номером и наиме­нованием. Федеральные единичные расценки имеют номер (шифр), совпа­дающий с номером (шифром) государственных элементных сметных норм по соответствующим сборникам ГЭСН.

Сборники ФЕР-2001 содержат техническую часть, таблицы единичных расценок и приложения.

Техническая часть включает в себя следующие разделы:

1.общие указания;

2.правила исчисления объемов работ;

3.коэффициенты к единичным расценкам, учитывающие изменения условий производства строительно-монтажных работ по сравнению с преду­смотренными в единичных расценках сборников ФЕР.

Таблицы ФЕР-2001 содержат 8 граф:

Графа 1. Номер (шифр) единичной расценки. В необходимых случаях в данную графу включаются коды материалов, стоимость которых не учтена единичными расценками.

Графа 2. Наименование и характеристика строительных работ и конст­рукций, а также наименование и характеристика неучтенных расценками ма­териалов, и их единицы измерения.

В данной графе приводятся соответствующие количественные пара­метры строительных работ и конструкций, обозначающие интервалы дейст­вия единичных расценок (с помощью слов «до», «от» и «свыше»). Параметры строительных работ и конструкций (длина, высота, масса и др.), приведенные со словом «до», следует понимать как включительно, со словами «от» и «свыше» - исключая значения параметра.

Графа 3. Показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты на экс­плуатацию строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в рублях).

Графа 4. Показатель оплаты труда рабочих-строителей (в рублях).

Графы 5-6. Показатель затрат по эксплуатации машин и автотранс­портных средств - всего (в рублях) с выделением нормативного показателя затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами (в рублях).

В графу 6 «в том числе оплата- труда рабочих, управляющих машина­ми» не включена оплата труда водителей автотранспортных средств, исполь­зуемых для доставки материальных ресурсов от поставщика до приобъект­ного склада и от приобъектного склада до места производства работ. Указан­ные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по графе 5 «всего». Это связано со структурой Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в кото­ром приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее на­кладными расходами и сметной прибылью.

Графа 7. Показатель затрат на строительные материалы, изделия и кон­струкции (в рублях). В данной графе также приводятся нормативные показа­тели расхода материалов, не учтенных единичными расценками (в натураль­ных единицах измерения) или приводится литера «П», указывающая, что марка материала и его расход определяются по проекту. Расход этих мате­риалов при составлении сметной документации должен определяться по про­ектным данным (рабочим чертежам) с учетом трудно устранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело, в соответствии с Прави­лами разработки и применения нормативов трудно устранимых потерь и от­ходов материалов в строительстве (РД 82-202-96), введенными в действие постановлением Минстроя России от 08.08.1996 № 18-65.

Графа 8. Показатель затрат труда рабочих-строителей (в человеко-часах).

В приложениях к сборникам ФБР-2001 в справочном порядке приведе­ны сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и сметные цены на материалы, изделия и конструкции (в ценах базового Московского регио­на по состоянию на 01.01.2000) для соответствующих единичных расценок данных сборников.

ФЕР-2001 учитывают полный комплекс затрат на выполнение строи­тельных работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами и при положительных значениях температуры воздуха (как на открытых строительных площадках, так и в закрытых помещениях). При отрицательных значениях температуры воздуха соответствующие до­полнительные затраты учитываются в соответствии с положениями и норма­ми Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строи­тельно-монтажных работ в зимнее время (ГСП 81-05-02-2001). В случае производства работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях; вблизи объек­тов, находящихся под электрическим напряжением, опасным для человека; на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных предприятий и инженерных коммуникаций, и стесненные условия для складирования материалов; а также в других услож­няющих условиях стоимость работ определяется с применением к единич­ным расценкам ФЕР рекомендуемых коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих-строителей, нормам, времени и затратам на эксплуата­цию машин для учета влияния условий производства работ, предусмотрен­ных проектами.

В ФЕР-2001 учтены:

Сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции - по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструк­ции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпуск­ные цены и транспортные затраты в размере до 13% от отпускных цен, учи­тывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, в т.ч. заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

Затраты труда рабочих, кроме занятых управлением и обслуживанием машин (с учетом квалификационных разрядов, рассчитанные исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса базового района по состоянию на 1 января 2000 года с районным коэффициентом, равным 1) - по 6-ти разрядной сетке согласно постановлению Минтруда России -от 07.02.2000 № 2092. Размер средств на оплату труда рабочих-строителей в расценках принят на основании показателей трудоемкости и среднего разря­да работ;

Затраты на эксплуатацию отечественных строительных машин и авто­транспортных средств, в т.ч. на оплату труда рабочих, обслуживающих ма­шины - по Федеральному сборнику сметных норм и расценок на эксплуата­цию строительных машин и автотранспортных средств с учетом внесенных изменений и дополнений. Затраты на эксплуатацию машин учитывают опла­ту труда рабочих, обслуживающих машины, с районным коэффициентом, равным 1, и рассчитаны по 10-ти разрядной сетке. Размер средств на оплату труда рабочих, управляющих строительными машинами, в расценках рассчитан на основании показателей времени эксплуатации машины и размера ча­совой оплаты труда рабочих, управляющих машинами. Для рабочих 7-10 разрядов, управляющих особо сложными и мощными строительными маши­нами, учитываются повышенные часовые тарифные ставки.

Часовая оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознагражде­ний, входящих в состав оплаты труда.

Затраты на перебазирование строительных машин, не учтенные в со­ставе сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, учитываются в сметной документации отдельной строкой на основании калькуляций, учи­тывающих фактические условия перевозки, монтажа и демонтажа машин в соответствии с проектом производства работ. В случаях отклонения более 10 % между фактическими затратами на перебазирование строительных ма­шин и механизмов и затратами, заложенными в стоимость 1 машино-часа ра­боты строительных машин, стоимость затрат на их перебазирование исклю­чается из стоимости 1 машино-часа работы строительных машин и учитыва­ется непосредственно в локальных сметах.

В сборниках ФЕР-2001 не предусмотрены:

Единичные расценки на монтаж электротехнических устройств в зда­ниях и сооружениях, включая работы по монтажу сетей электроосвещения и электроосветительных приборов в жилых и общественных зданиях. Затраты на указанные работы следует определять по единичным расценкам сборника федеральных единичных расценок на монтаж оборудования;

Затраты на эксплуатацию отдельных строительных машин (в случае специфичности условий производства работ - проходческие щиты, блокоукладчики и т.д.). Указанные затраты следует определять по единичным рас­ценкам соответствующих сборников ФЕР-2001.

Федеральные единичные расценки учитывают оптимальные техноло­гические и организационные схемы производства работ, оптимальный пере­чень строительных машин, автотранспортных средств и материальных ре­сурсов.

ФЕР-2001не подлежат корректировке, в том числе в случаях, когда:

Используются типоразмерные группы машин и механизмов, не преду­смотренные ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и органи­зационные схемы производства строительно-монтажных работ;

Применяются иные типы и виды машин и механизмов, по сравнению с машинами и механизмами сборников ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ;

Используются импортные строительные машины (корректировка ФЕР допускается только в случае, если применение импортных машин предусмотрено проектом и они не имеют аналогов отечественного производства);

Предусматриваются применение машин, а фактически строительные работы осуществляются вручную, либо с применением средств малой меха­низации;

Используются иные типы и виды строительных материалов, изделий и конструкций, в т.ч. импортные, по сравнению с предусмотренными в сбор­никах ГЭСН, не меняющие принципиально технологические и организаци­онные схемы производства строительно-монтажных работ, не снижающие качественный уровень строительного объекта. Исключение составляют слу­чаи, когда замена материалов на импортные произведена по требованию за­казчика.

Действие ФЕР-2001 не распространяется на работы:

На которые в сборниках ГЭСН отсутствуют нормы;

Технология производства и расход ресурсов которых отличаются от.технологии и расхода ресурсов в ГЭСН; .

Выполняемые в высокогорных районах на высоте более 3500 м;

Если к капитальности, качеству и классу точности строительных кон­струкций и работ предъявляются требования, превышающие требования и допуски СНиП ч.З «Правила производства работ».

Сметная стоимость таких работ должна определяться на основании ин­дивидуальных единичных норм и единичных расценок, или с применением поправочных коэффициентов (учитывающим соответствующие особенности) к действующим единичным расценкам.

В случае, когда в ФЕР-2001 отсутствуют расценки на отдельные виды работ, выполняемые по нормативам и технологии, предусмотренной расцен­ками на ремонтно-строительные работы, при составлении сметной докумен­тации на строительные работы разрешается применять соответствующие еди­ничные расценки по сборникам на ремонтно-строительные работы.

Дополнительные федеральные единичные расценки разрабатываются Госстроем России с привлечением профильных организаций на вновь вне­дряемые технологии, строительные машины и материалы, а также работы, отсутствующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСН-2001.

Разработка дополнительных ФЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строи­тельные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ФЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000. При отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления те­кущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000.

ФЕР на строительные работы с применением импортных строительных машин разрабатываются только в случаях, когда применяемые импортные машины не имеют аналогов отечественного производства.

Вновь разработанные ФЕР утверждаются и вводятся в действие Гос­строем России.

Территориальные единичные расценки

Территориальные единичные расценки (ТЕР) разрабатываются для ка­ждого региона Российской Федерации в уровне цен по состоянию на 01.01.2000 и предназначены для:

Расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;

Определения сметной стоимости строительства и расчетов за выпол­ненные строительные работы;

Разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейску­рантов на строительные работы;

Планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм.

Сборники ТЕР утверждаются администрацией региона в установлен­ном ею порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России.

Применение территориальных единичных расценок других регионов на » территории субъекта Российской Федерации не допускается.

ТЕР разрабатываются на основании:

ГЭСН-2001 (каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ТЕР с тем же номером и наименованием);

Территориальных сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемых в строительстве;

Территориальных сборников сметных норм и расценок на эксплуата­цию строительных машин и автотранспортных средств;

Затрат труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчи­танных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данного региона по состоянию на 01.01.2000. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, вхо­дящих в состав фонда оплаты труда.

На основании Указаний по применению федеральных единичных рас­ценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) в » каждом регионе разрабатываются и утверждаются в установленном порядке территориальные (региональные) указания по применению ТЕР.

В территориальных Указаниях должны присутствовать:

1.порядок, в соответствии с которым в данном регионе были опреде­лены транспортные затраты на строительные материалы, изделия и конст­рукции (в % отношении от отпускных цен, на основании калькуляций транс­портных затрат и т.д.);

2.порядок, в соответствии с которым в данном регионе определены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (зональ­ные, базовые с районными- коэффициентами и т.д.), а также наличие в ука­занных сметных ценах наценок снабженческо-сбытовых и посреднических фирм. Если при разработке ТЕР указанные наценки не были учтены в смет­ных ценах на материалы, изделия и конструкции, то в Указаниях по приме­нению ТЕР должно быть указано, что эти затраты должны включаться непо­средственно в локальные сметы;

3.размер фонда оплаты труда, учтенный в территориальных единич­ных расценках в базовых ценах 2000 года;

4.стоимость электрической и тепловой энергии, пара, воды и других ресурсов, учтенных ТЕР;

5.перечень территориальных сборников единичных расценок на строи­тельные и специальные строительные работы, разработанные для данного ре­гиона;

6.принятый порядок учета накладных расходов и сметной прибыли в стоимости 1 машино-часа работы автотранспортных средств (автомобилей бортовых, самосвалов, тягачей и др.), имея ввиду, что в соответствии с по­рядком построения раздела 40 сборника сметных норм и расценок на экс­плуатацию строительных машин и автотранспортных средств накладные расходы и сметная прибыль должны учитываться в составе затрат на оплату труда водителей.

7.порядок внесения поправок в ТЕР (при необходимости).

В случае выхода в каком-либо регионе Указаний по применению ТЕР до введения в действие Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001), положения региональных Указаний должны быть приведены в соответствии с федеральными Указаниями.

При составлении сметной документации все необходимые показатели переносятся из сборников ТЕР в сметы без изменений, а при необходимости внесения изменений - со ссылкой на соответствующие пункты технических частей сборников ТЕР и Указаний по применению ТЕР.

ТЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ, в нормальных условиях, при положительной температуре и не ослож­ненных внешними факторами. В случае производства работ в особых усло­виях (стесненности, загазованности, в районах высокогорья и др.), преду­смотренных проектом, или же в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, необходимо руководствоваться положениями об учете особенностей строительства при применении территориальных единичных расценок из Указаний по приме­нению ТЕР.

В регионах, в которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке сборники ТЕР, при составлении сметной документации и расчетах за выполненных работы могут применяться федеральные единичные расценки с учетом их привязки к местным условиям строительства и пересчета в теку­щий уровень цен на потребляемые ресурсы путем применения коэффициен­тов, учитывающих местные условия, и индексов перехода от цен 2000 года к текущим ценам.

Дополнительные территориальные единичные расценки разрабатыва­ются региональными центрами по ценообразованию на вновь внедряемые технологии, строительные машины и материалы, а также работы, отсутст­вующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъясне­ний и поправок к Сборникам ГЭСН-2001.

Разработка дополнительных ТЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строи­тельные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ТЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000, однако при отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000.

Вновь разработанные ТЕР утверждаются администрацией региона в установленном ею порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России

Отраслевые единичные расценки

Отраслевые единичные расценки (ОЕР) разрабатываются для отраслей (ведомств) и предназначены для:

Расчетов стоимости строительной продукции при подготовке инвесторских смет и тендерной документации;

Определения сметной стоимости строительства и расчетов за выпол­ненные строительные работы;

Планирования и анализа экономических показателей проектных ре­шений и работы строительных фирм;

Разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейску­рантов на строительные работы.

Сборники ОЕР утверждаются ведомствами в порядке, ими установлен­ными, и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России.

ОЕР разрабатываются на основании:

ГЭСН-2001 (каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ОЕР с тем же номером и наименованием);

Методических указаний по разработке единичных расценок на строи­тельные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы;

Отраслевых сборников сметных цен на материалы, изделия и конст­рукции, применяемых в строительстве;

Отраслевых сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;

Затрат труда рабочих с учетом квалификационных разрядов, рассчи­танных на основании уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данной отрасли по состоянию на 01.01.2000. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, вхо­дящих в состав фонда оплаты труда.

В отраслях с учетом Указаний по применению федеральных единич­ных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001) разрабатываются и утверждаются в установленном порядке отраслевые указания по применению ОЕР.

В отраслевых Указаниях должны присутствовать:

1.порядок, на основании которого в отрасли были определены транс­портные затраты на строительные материалы, изделия и конструкции (в % отношении от отпускных цен, на основании калькуляций транспортных затрат и т.д.);

2.порядок, на основании которого в отрасли были определены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции (зональные, базо­вые с районными коэффициентами и т.д.), а также наличие в указанных сметных ценах наценок снабженческо-сбытовых и посреднических фирм. Если при разработке ОЕР указанные наценки не были учтены в сметных це­нах на материалы, изделия и конструкции, то в Указаниях по применению ОЕР должно быть указано, что эти затраты должны включаться непосредст­венно в локальные сметы;

3.размер фонда оплаты труда, учтенный в отраслевых единичных рас­ценках в базовых ценах 2000 года;

4.стоимость электрической и тепловой энергии, пара, воды и других ресурсов, учтенных ОЕР;

5.перечень отраслевых сборников единичных расценок на строитель­ные и специальные строительные работы, разработанные для данной отрас­ли;

6.принятый порядок учета накладных расходов и сметной прибыли в стоимости 1 машино-часа работы автотранспортных средств (автомобилей » бортовых, самосвалов, тягачей и др.), имея ввиду, что в соответствии с по­рядком построения раздела 40 сборника сметных норм и расценок на экс­плуатацию строительных машин и автотранспортных средств накладные расходы и сметная прибыль должны учитываться в составе затрат на оплату труда водителей.

В случае, если указанные накладные расходы и сметная прибыль не были включены в сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, Указания должны оговаривать, что данные затра­ты должны включаться непосредственно в локальные сметы.

7.порядок внесения поправок в ОЕР.

Положения Указаний о применении ОЕР (включая размеры коэффици­ентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ) долж­ны соответствовать Указаниям по применению федеральных единичных рас­ценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001).

При составлении сметной документации все необходимые показатели „ переносятся из сборников ОЕР в сметы без изменений. В случае необходимо­сти внесения изменений обязательно дается ссылка на соответствующие " пункты технических частей сборников ОЕР и Указаний по применению ОЕР.

ОЕР учитывают полный комплекс затрат на выполнение строительных работ, в нормальных условиях, при положительной температуре и не ослож­ненных внешними факторами. В случае производства работ в особых усло­виях (стесненности, загазованности, в районах высокогорья и др.), преду­смотренных проектом, или же в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН, необходимо руководствоваться положениями соответствующего раздела из Указаний по применению ОЕР.

В тех ведомствах, где не разработаны сборники ОЕР, допускается при­менение сборников территориальных единичных расценок при строительстве объектов в зоне из действия или сборников федеральных единичных расце­нок, привязанных к условиям строительства и- поставки материальных ресур­сов, с учетом особенностей, присущих данной отрасли (а не региона, в кото­ром строится объект). Пересчет в текущий уровень цен от цен 2000 года осуществляется путем применения коэффициентов, учитывающих особенно­сти отрасли.

Дополнительные отраслевые единичные расценки разрабатываются ве­домствами на вновь внедряемые технологии, строительные машины и мате­риалы, а также работы, отсутствующие в ГЭСН-2001, при их включении в Сборники дополнений, разъяснений и поправок к Сборникам ГЭСН-2001.

Разработка дополнительных ОЕР осуществляется в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строи­тельные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы», утвержденными постановлением Госстроя России от 02.04.1999 № 30. Исходные расчетные стоимостные показатели ОЕР устанавливаются по состоянию на 01.01.2000, однако при отсутствии данных о стоимости тех или иных ресурсов на указанную дату допускается их определение путем деления текущих сметных цен на индексы данного периода к ценам по состоянию на 01.01.2000.

ОЕР на строительные работы, выполняемые с применением импортной дорожной техники, разрабатывается только в случае, если применяемые им­портные машины не имеют аналогов российского производства.

Вновь разработанные ОЕР утверждаются ведомствами в установлен­ном порядке и подлежат обязательной регистрации в Госстрое России

Индивидуальные расценки

В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в дей­ствующей сметно-нормативной базе, или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках дейст­вующих элементных сметных норм ГЭСН, возможна разработка индивиду­альных норм и расценок.

Индивидуальные сметные расценки должны учитывать конкретные условия производства работ со всеми усложняющими факторами. При приме­нении индивидуальных норм и расценок не допускается начисление на них повышающих коэффициентов и одновременный учет затрат на энергоноси­тели по машинам, использующим данный вид энергоносителей, и по маши­нам, вырабатывающим указанные энергоносители. Индивидуальные единич­ные расценки, удовлетворяющие необходимым требованиям, утверждаются заказчиком в составе проектно-сметной документации.

Пересмотр сметных нормативов

Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них из­менений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ; изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной до­кументации; контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

Каждому изменению, вносимому в соответствующих сборник сметных нормативов, присваивается порядковый регистрационный номер. Каждому дополнению к сборникам сметных нормативов присваивается титульный знак «Выпуск №....».

2.5. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов.

Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.

Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для производственных норм расхода материалов и их списания.

2.6. Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001 входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве.

В состав государственных элементных сметных норм входят:

сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);

сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пусконаладочные работы (ВЭСНп).

2.7. Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

2.8. Сборники ГЭСН содержат техническую часть, вводные указания к разделам, таблицы сметных норм и приложения. В технических частях приводятся указания о порядке применения сборников сметных норм, коэффициентов к сметным нормам, учитывающих условия производства работ, а также правила исчисления объемов работ.

2.9. Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч;

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов, в чел.-ч;

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

2.10. В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности пусконаладочных работ (ПНР), приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей пусконаладочных работ (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено, в чел.-ч.

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

применение механизмов, в т.ч. контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

2.11. На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР).

2.12. Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.

Единичные расценки из сборников ЕР предназначены для определения в сметной документации прямых затрат и разработки укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ.

2.13. Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР).

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупненных сметных нормативов.

В территориальные сборники ЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

2.14. Основой для разработки единичных расценок в базисном уровне цен (далее именуются "единичные расценки" или "расценки") служат:

элементные сметные нормы на конструкции и виды работ;

сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин;

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции.

Назначение сборников ГЭСН заключается в определении состава и потребности в ресурсах, которые требуются для проведения строительных работ. Сборники элементных сметных норм используются для расчета сметной стоимости строительства по ресурсному методу. Кроме этого, на основе ГЭСН разрабатывают различные единичные расценки (сборники ЕР) федерального, территориального, отраслевого, фирменного назначения, а также укрупненные сметные нормативы , использующиеся при возведении и реконструкции зданий и сооружений разного назначения.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН ) отражают средний по отрасли уровень строительного производства для принятой техники и технологии выполнения работ. Их могут использовать организации-заказчики и подрядчики независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Элементные сметные нормы не действуют в отношении отдельных конструкций и видов работ в зданиях и сооружениях с уникальным характером, в отношении которых предъявляются повышенные требования относительно качества и капитальности.

Получаемые на основе ГЭСН-2001 сведения о составе и объеме необходимых ресурсов можно использовать для определения длительности проведения работ, составления различных технологических документов и списания стройматериалов.

Сборники ресурсных элементных сметных норм состоят из технической части и таблиц сметных норм. Техническая часть ГЭСН-2001 содержит положения, которые обусловлены специфическими особенностями работ. Их необходимо учитывать в случае применения соответствующих сборников или их отдельных подразделов.

В технических частях также приводится следующее:

  • указания относительно порядка применения сметных норм ;
  • коэффициенты к элементным сметным нормам , позволяющие учитывать условия выполнения работ;
  • правила к процедуре исчисления объемов работ.

Все государственные элементные сметные нормы строятся по общему принципу. В таблицах ГЭСН имеются следующие столбцы:

  • шифр;
  • название;
  • состав работ;
  • измеритель;
  • количественное выражение показателей норм расходования ресурсов.

Шифр в обозначении нормы обычно выглядит следующим образом: 08-02-009-1. Последовательно каждый из четырех его элементов означает:

  • номер сборника;
  • номер раздела сборника;
  • порядковый номер таблицы в этом разделе сборника;
  • порядковый номер нормы в этой таблице.

Данная форма шифрования норм принята впервые, у нее имеется ряд достоинств:

  • у норм и созданных на их базе расценок одинаковые шифры, что делает более удобными поиск и автоматизацию;
  • для дальнейшего дополнения сборников ГЭСН-2001 в будущем новыми видами работ и конструкций предусматривается резерв номеров таблиц, а значит, новые нормативы и расценки можно включать в соответствующие разделы сборников, а не как раньше, в их конец.

В таблицах ГЭСН указывают следующие виды нормативных показателей:

  • затраты труда строительных рабочих в человеко-часах;
  • средний разряд работы, показывающий, каким средним разрядом обладает звено строительных рабочих, занимающихся выполнением полного комплекса работ;
  • затраты труда машинистов в человеко-часах;
  • время и состав эксплуатации спецтехники и механизированного инструмента в машино-часах;
  • список материалов, конструкций и изделий, которые используются при проведении работ, а также их расходование в натуральных (физических) единицах измерения.

В сметных нормативах ГЭСН-2001 предусмотрено проведение работ по строительству в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами.

Если работы осложняются предусмотренными проектом факторами, то к нормам затрат труда рабочих и времени работы спецтехники применяются поправочные коэффициенты.

В сборниках элементных сметных норм ГЭСН могут отсутствовать нормы на некоторые виды работ и конструкций. В отдельных ситуациях технологии и расходование ресурсов при выполнении строительных работ отличаются от тех, которые приняты в ГЭСН-2001 . В каждом из этих случаев требуется разработка фирменных (индивидуальных) сметных норм .

Разработка фирменных сметных нормативов может вестись по одному из трех способов.

1. Подбираются аналоги по отдельным элементам затрат из числа прописанных в ГЭСН-2001 , которые наиболее близко подходят к имеющимся индивидуальным условиям выполнения видов работ или устройства конструктивных элементов. На их основе и формируются нормы.

2. Ведется хронометраж работ при реализации индивидуальных конструктивных элементов. Путем хронометража определяется величина затрат труда при учете разряда проводимых работ, затраты в машино-часах на привлечение спецтехники, расходование строительных материалов, узлов, деталей, конструкций и прочие расходы. Эти сведения используются в качестве основы для составления индивидуальных сметных норм .

3. Сочетание описанных выше двух методов, то есть по одним видам затрат применяются аналоги, а по другим осуществляется хронометраж.